Советские Автомобили высокой проходимости
Описание
Московский Автомобильный завод имени И. А. Лихачева
Демонстрация Советских автомобилей высокой проходимости
1969 год
Проанализировав опыт, полученный в результате испытаний опытного ЗиС-Э134 и других вездеходных конструкций, коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) ЗиЛ под руководством В.А. Грачёва спроектировал и в январе 1957 года построил опытный четырёхосный автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-134 (артиллерийский тягач колёсный АТК-6).
Для ЗиЛ-134 были специально созданы 12-цилиндровый V-образный 240-сильный двигатель, располагавшийся позади кабины, автоматическая трехступенчатая ГМП, главная передача с самоблокирующимися дифференциалами, две раздаточные коробки с демультипликаторами, независимая длинноходная торсионная подвеска всех колес, гидроусилитель руля, шарниры «Рцеппа» в шкворневых узлах колесных редукторов, герметичные тормоза с пневмогидроприводом, лебёдка с выдачей каната как назад, так и вперёд, герметичный корпус, предпусковой подогреватель, шины 16,00-20" с регулируемым давлением, кабина с отоплением и др. Ничего подобного в нашей стране, да, пожалуй, и в мире, не было.
Последующие очень напряженные испытания в тяжелых условиях, в различных почвенно-климатических зонах это подтвердили. По проходимости на самых слабых грунтах машина не уступала специальным гусеничным транспортерам, а по подвижности, особенно средней скорости движения по бездорожью и через профильные препятствия — существенно, более чем в 2 раза превосходила их. Ее не останавливали никакие известные препятствия. Особенно эффективно было ее движение с тяжелой артсистемой — новая машина со 100-мм зенитной пушкой КС-19 на прицепе свободно преодолевала глубокую грязь в весеннюю распутицу, мокрую луговину, торфянистое болото, все виды песков, сыпучий снег глубиной до 1,2 м и даже проходила напролом через зимний лес с деревьями диаметром до 0,25 м.
К сожалению, недостаточная прочность некоторых узлов и недоведённость экспериментального двигателя не позволили принять этот вездеход к производству. Однако, именно отсутствие карбюраторного двигателя требуемой мощности навело В.А. Грачева на мысль использования двухмоторной бортовой бездифференциальной схемы с передними и задними управляемыми колёсами, которая была блестяще реализована на вездеходах семейства ЗиЛ-135.
Со временем один образец ЗиЛ-134 был передан на Брянский автозавод, где послужил прототипом их первенца БАЗ-930, а потом был передан в музей НИИ-21 МО. Другая машина была передана МВТУ им. Баумана, где еще долго по ней учились студенты — «колёсники», как надо делать настоящий полноценный вездеход. На сегодняшний день ни один из построенных автомобилей не сохранился.